«Пугачёвъ» – открытие

Год театра в Липецке стартовал премьерным спектаклем «Пугачевъ» театра танца «Казаки России»

Спектакль показали на сцене театра имени Толстого. «Пугачёва» можно назвать знаковой работой – он стал отражением новых театральных тенденций: современная хореография, акцент на работе со светом, использование мультимедиа, аскетизм в декорациях и взрыв эмоций.

Время первых

Государственный театр танца «Казаки России» – первые, кто поставил хореографический спектакль по повести Пушкина «Капитанская дочка». Первым всегда тяжело. Первым и достаётся по первое число. Но хвалить есть за что! Этим спектаклем «Казаки России» обозначали важную тенденцию, они одними из первых ответили на запрос общества – необходимость осознания происходящего и попытка разобраться в самих себе и истории. Издатели отмечают: верхние строчки рейтингов занимает литература нон-фикшн, документальная проза. Важно уже не просто рассказать, что произошло, нужно объяснить – почему это случилось.

Именно такую попытку сделали артисты театра танца. Они решили рассказать историю русского бунта, «кровавого и беспощадного», раскрыть фигуру самого Пугачёва, поэтому в название спектакля вынесено его имя.

– Если перечитаете Пушкина, увидите: главное действующее лицо в повести именно Емельян Пугачёв, – рассказал народный артист России, автор идеи и художественный руководитель ансамб­ля «Казаки России» Леонид Милованов. – Он заварил эту кашу. Всё действие крутится вокруг него. Этот спектакль о бунте и о внутреннем мире человека, который раскрывается через этот бунт. Пугачёв скольких в крови утопил. Но с другой стороны, он же проявил невиданное милосердие. Мы даём понять: не так уж мерзок человек. Никого в истории нельзя судить однобоко.

Перевести Пушкина на современный язык

Сверхзадача, которую определил Лео­нид Милованов, – приблизить Пушкина к сегодняшнему дню и заставить прочитать его тех, кто в школе изучает, но дома так и не открывает книги. Поэтому и доверил поставить спектакль молодому хореографу, своей дочери Екатерине Миловановой. Она подобрала большую сценическую команду, где всем чуть больше 30-40 и где все говорят на одном языке – языке XXI века.

Декорации и костюмы для липецкого «Пугачёва» разрабатывал главный художник театра Вахтангова, заслуженный художник России Максим Обрезков. Из 150 композиторов-претендентов выбор пал на Алексея Сергунина. Он автор шестикратно номинированной на «Золотую маску» оперы «Доктор Гааз». В 2018 году на кинофестивале «Кинотавр» за музыку к фильму «Ван Гоги» был удостоен «Приза имени Микаэля Таривердиева». Художником по свету стал лауреат «Золотой маски» Сергей Скорнецкий.

– Меня захватила идея поставить «Капитанскую дочку», и я начала искать людей, которые своей работой вдохновляют меня, – поделилась режиссёр-постановщик Екатерина Милованова. – У нас всё получается с полуслова, мы хорошо друг друга понимаем. Когда работали над костюмами, была установка, чтобы они получились вневременные: надевает шляпу – восемнадцатый век, снимает – двадцать первый. В такой одежде можно и сегодня пройтись по улицам. Эклектика такая получилась. Связь времён. Ведь в нашей истории происходят одни и те же события, меняются только имена героев и костюмы. Все хотят власти и денег. Но над всем этим продолжает царить любовь. Это круг нашей жизни.

Показать других «Казаков»

Круг стал основным символом спектакля. Круглый стол, за которым пируют, превращается в круг заговорщиков, набатный бубен, брачную постель и плаху. Своеобразным повтором грубо сколоченного деревянного жизненного круга стал мультимедийный круг, где как в зеркале отражается наша жизнь, наши страсти, наши высокие и низменные желания.

Рисунок танца также стремится к кругу. В начале и в конце спектакля рассыпанные по сцене герои в танце стягиваются в единый узел – мы все сопричастны другу другу, мы в едином водовороте жизни, как бы постоянно повторяет режиссёр.

Хореографический рисунок постановки сложен, иногда кажется рваным. Попытка переосмысления Пушкина на новый лад задаёт свой пластический язык – в XXI веке не танцуют менуэтов и лихой казачьей пляски не увидишь. Поэтому танец в «Пугачёве» – это синтез различных направлений и стилей. Да и вокал «Казаков России» сильно отличается от того, к которому привыкли зрители. Да, это народные песни, но спеты они совершенно по-другому. Екатерина Милованова признаётся, что работа шла достаточно трудно, но ей удалось показать зрителям совершенно иных «Казаков России».

– Ребята сначала не понимали, что я от них хочу. Сейчас спектакль выравнивается, выстраивается. Все только входят во вкус.

18 декабря «Пугачёва» покажут в Воронеже. Планируются зарубежные гастроли с этим спектаклем. В Липецке вновь его можно будет увидеть в марте 2019 года. Таких «Казаков России» вы точно не видели, и на это стоит посмотреть.

Пугачёв – двоякая личность

Александр Максимов, исполнитель роли Емельяна Пугачёва

— Признаюсь честно, Пугачёва играть сложно. Всего за полтора часа, что идёт спектакль, он сильно меняется: от человека, который затевает заговор, до человека, который гибнет из-за предательства своих сподвижников. Перед постановкой перечитали Пушкина всем коллективом. Для меня Пугачёв – это двоякая личность. С одной стороны, он был справедливым человеком, милосердным. С другой, по нашим меркам, – бандитом. Эта крестьянская война была им затеяна для себя, он не преследовал высоких целей. Сложная, но интересная работа.

Актёры работали как рабы на галерах

Леонид Милованов, художественный руководитель государственного театра танца «Казаки России»:

— Получилось, на мой взгляд, всё: и современная динамичная музыка, и сумасшедший темп, и закрученный сюжет. Артисты работали на износ. Они на репетициях пахали как рабы на галерах, с утра до позднего вечера, по 12 часов. Мы все должны были работать так, чтобы зритель пришёл на спектакль и не заметил, что у нас большие-большие проблемы. И главная проблема, что мы театр без театра. Наш зал в четыре раза меньше сцены в академическом театре драмы. В таком зале невозможно ставить такие масштабные вещи, как «Пугачёвъ». У художника небольшой мольберт, и то он отходит, когда сделает мазок. У нас же даже отойти некуда, чтобы охватить в целом постановку. Ребята проявили чудеса храбрости, чтобы сделать «Пугачёва».

Сыграла себя

Екатерина Голованова,
исполнительница роли Маши Мироновой:

— Каждая девушка переживала первую любовь, поэтому пришлось вспоминать, так что в Маше Мироновой я играла себя. Линия любви в этой постановке появляется для того, чтобы снизить агрессию сюжета: этого бунта и резни. Моя героиня – это молодая влюблённая девочка, нежная, суетная, скромная, но сильная – надеюсь, что у меня получилось сыграть её.

Современному миру нужны Гринёвы

Ростислав Подопригора,
исполнитель роли Петра Гринёва:

— Я не читал в детстве «Капитанскую дочку». Я гражданин Украины. Мы Пушкина не изучали, у нас в школьной программе был Тарас Шевченко. Самое главное и самое трудное в этой роли для меня – показать, как меняется Петруша Гринёв: вначале спектакля он – ребёнок, ему всё интересно, потом начинается служба, первая любовь, потом в стране происходят страшные события, от которых он не может остаться в стороне. Мне пришлось посмотреть много фильмов, чтобы понять эпоху и уловить атмосферу времени. Подача героя – это уже личное. Современному миру не хватает таких сильных личностей, как Пётр Гринев. В сложных ситуациях он всегда оставался собой и сохранял честь офицера – таких людей побольше бы сейчас.

Иногда Швабрин пробуждается во мне

Виктор Почукаев, исполнитель роли Алексея Швабрина:

— Очень сложно играть мерзавца. Непривычно. Я добрый человек. Здесь же мне приходится и убивать, даже женщин, и подставлять других. Я тяжело переживаю все эти вещи на сцене, но в худшую сторону не изменился. Правда, иногда Швабрин пробуждается во мне, особенно когда на дороге подрезают. Копишь в себе негатив, выходишь на сцену и выдаёшь все свои уличные эмоции – сразу играешь по-другому.

Источник: http://www.lpgzt.ru/aticle/73875.htm